Выпуск №15: SUA-88 - Международная конференция 1988 г. по борьбе с незаконными актами, изд.1999г.
Выпуск №15: SUA-88 - Международная конференция 1988 г. по борьбе с незаконными актами, изд.1999г.
Выпуск №15: SUA-88 - Международная конференция 1988 г. по борьбе с незаконными актами, изд.1999г.
Международная конференция 1988 г. по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства
– International Conference on the Suppression of Unlawful Acts against the Safety of Maritime Navigation (SUA), 1988.
– СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 1999. – 52 с.
(Серия «Судовладельцам и капитанам», вып. № 15).

Цена, руб.: 550
 
в наличии
Год издания: 1999 rus-eng
Издатель: ЦНИИМФ

Приводятся официальные тексты (на русском и английском языках) международных договоров, принятых по итогам Римской конференции 1988 г. (Международная конференция по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 1988 г.)), посвященной борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства и стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе.

Вниманию пользователей предлагается также краткая справка по истории вопроса.

          СОДЕРЖАНИЕ

1. Краткая историческая справка . . . 4

2. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства . . . 9

3. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе . . . 25

4. Convention for the suppression of unlawful acts against the safety of maritime navigation . . . 33

5. Protocol for the suppression of unlawful acts against the safety of fixed platforms located on the continental shelf . . . 47

 

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Преднамеренные насильственные акты против торговых судов (как бы они ни классифицировались и как бы ни трактовались в международной и любой национальной юридической практике: баратрия, грабеж, разбой, бандитизм или терроризм со стороны отдельных лиц, организаций и даже государств) всегда нарушали принципы свободы мореплавания и представляли угрозу международному и национальному судоходству.

Действия по захвату морского судна, его ограблению с применением насилия или угрозы насилия и враждебных действий по отношению к экипажу или пассажирам, совершенные во внутренних водах или в территориальном море государства, квалифицируются как морской разбой (вооруженный морской разбой). Те же действия за пределами территории какого-либо государства являются пиратскими нападениями.

Пиратство в открытом море и в прибрежных водах во времена античности и средневековья порой парализовало мировую торговлю. К концу XVIII века, с появлением регулярных военно-морских флотов и в связи с укреплением цивилизованных межгосударственных отношений, оно почти исчезло. Однако, как ни парадоксально на фоне прогресса в международных отношениях и экономических преобразованиях нашего времени, вторая половина ХХ столетия характеризуется резким всплеском преступности на море, связанным, в частности, с наркобизнесом и низким уровнем жизни населения отдельных стран. Особенно это относится к территориальным водам ряда государств Центральной и Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Африки.

Объектами нападений современных пиратов и грабителей, вооруженных порой по последнему слову техники, являются не только маломерные и среднетоннажные суда, но крупнотоннажные грузовые суда и танкеры, а также пассажирские лайнеры. Цели захватчиков – самые различные: судовые кассы и личные ценности членов экипажа и пассажиров, перевозимый груз и судовые запасы, а в отдельных случаях – сами суда. Последствия – от морального и материального ущерба экипажу, пассажирам и судовладельцу до гибели людей и опасного загрязнения окружающей среды.

Масштабы и последствия организованных насильственных действий в отношении торговых судов вынуждали правительства прибрежных государств опасных в этом отношении регионов мира предпринимать необходимые охранные действия и совершенствовать правовое регулирование мер, направленных как на пресечение, так и на предупреждение пиратства во всех его проявлениях.

Деятельность Международной морской организации (ИМО) в области предотвращения незаконных актов в отношении морских судов началась с рассмотрения Ассамблеей ИМО на ее одиннадцатой сессии в ноябре 1979 г. проблемы морского мошенничества. Обсуждение закончилось принятием резолюции А.461 (XI) от 15 ноября 1979 г. «Баратрия и незаконный захват судов и их грузов». В резолюции обращалось внимание государств - членов Организации на тот факт, что такая проблема существует. Совету ИМО поручалось рассмотреть возможные меры противодействия мошенничеству такого рода.

Усилия Совета ИМО в этом направлении были отражены два года спустя в резолюции А.504 (XII) от 20 ноября 1981 г. «Баратрия, незаконный захват судов и их грузов и другие формы морского мошенничества». В этой резолюции правительствам государств-членов предлагалось пересмотреть национальное законодательство, чтобы установить адекватные положения соответствующих законов и правил, направленных против морского мошенничества, и предпринять различные действия специального характера в этой области. Эта резолюция интересна еще и тем, что на ее основе Международной палатой судоходства был учрежден самостоятельный орган по борьбе с морским мошенничеством - Международное морское бюро (ММБ). Сфера интересов этого неправительственного института значительно расширилась к настоящему времени. ММБ стало заниматься различными аспектами незаконных актов в отношении судов, им подготовлены и опубликованы исследования и отчеты, в рамках ММБ в Куала-Лумпур (Малайзия) действует Международный центр по пиратству.

Ассамблея ИМО 17 ноября 1983 г. приняла резолюцию А.545(13) «Меры по предотвращению актов пиратства и вооруженного разбоя в отношении судов». Эта резолюция, предложенная правительством Швеции, подчеркивала, помимо прочего, что зафиксированы случаи, когда в 20 милях от берега не было предоставлено никакой защиты от пиратов, которые обладали хорошо оснащенными быстроходными катерами и гранатометами. В июне 1985 г. Совет принял решение по усовершенствованию спасательных процедур на море, учитывая рез. А.545(13).

До следующей 14–й сессии Ассамблеи, которая намечалась на ноябрь 1985г., произошел известный инцидент в восточной части Средиземного моря: итальянский круизный лайнер «Ахилл Лаура» 7 октября 1985 г. подвергся беспрецедентному нападению террористов.

Генеральная Ассамблея Объединенных Наций (ООН) своей резолюцией А.40/61 признала настоятельную необходимость выработки мер по предотвращению международного терроризма, изучения лежащих в его основе причин, а очередная 14-я Ассамблея ИМО поручила Комитету по безопасности на море (КБМ) разработать в сотрудничестве с другими комитетами «в качестве первоочередной задачи подробные и осуществимые технические меры, включая меры, как на борту судов, так и на берегу, которые могут быть использованы правительствами, портовыми властями и администрациями, судовладельцами, операторами судов, капитанами и экипажами для обеспечения безопасности пассажиров и экипажей на борту судов». 20 ноября 1985 г. была принята рез. А.584(14) «Меры по предотвращению незаконных актов, которые угрожают безопасности судов, а также их пассажирам и экипажу». Ассамблея призвала государства-члены, портовые администрации, морские администрации, судовладельцев и операторов судов, капитанов и экипажи скорейшим образом предпринять шаги по совершенствованию охраны порта и организовать защиту судна. Комитету по безопасности на море (КБМ) поручалось разработать детальные технические меры в этой области. КБМ в своей работе столкнулся с невероятными сложностями правового регулирования борьбы против организованных насильственных действий в отношении торговых судов, когда, в зависимости от обстоятельств конкретного случая, применяются положения и нормы как международного морского, так и национального морского и уголовного права. Зачастую последнее страдает несовершенством законодательных актов, а их источники недостаточны или труднодоступны. Кроме того, следовало бы учитывать тот факт, что подвергающиеся нападению в море суда, в силу их правового статуса, не могут применять по отношению к нападающим адекватные средства и способы защиты.

Уже в ноябре 1986 года Совет ИМО рассмотрел представленное правительствами Австрии, Египта и Италии предложение о созыве под эгидой ИМО международной конференции по данной проблеме для принятия соответствующей конвенции. Совет ИМО единогласно согласился с предложением государств-инициаторов, создать специальный подготовительный комитет с соответствующими полномочиями и поручил ему рассмотреть представленный странами проект Конвенции с Пояснительной запиской, а на его основе подготовить проект конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности судоходства.

Следующим важным событием межправительственного характера стала организованная под эгидой ИМО в марте 1988 г. в Риме специальная конференция. Предложение о подготовке международного договора по борьбе с незаконными актами в отношении судов было передано в ноябре 1986 г. правительствами Австрии, Египта и Италии. На 58-й сессии Совета в 1986 г. был одобрен план проведения конференции по пресечению незаконных актов против безопасности морского судоходства. По итогам римской конференции 1988 г. были приняты два международных договора - Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе. Оба документа являются необходимой частью Заключительного Акта Конференции, составленного в одном подлинном экземпляре на английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском языках и сданного на хранение Генеральному секретарю ИМО. Заверенные копии Заключительного Акта Конференции и копии аутентичных текстов Конвенции и Протокола направлены правительствам государств, приглашенных к принятию участия на этой Конференции.

Кроме текстов конвенции и протокола, принятых в качестве основы для работы, Конференция рассмотрела документ Юридического комитета ИМО с его комментариями, а также ряд документов от правительств и заинтересованных организаций с комментариями, замечаниями и поправками к проектам.

Условия вступления в силу Конвенции 1988 г. были выполнены 2 декабря 1991 г., последнюю из 15 необходимых ратификаций оформила Франция; в соответствии со ст.18 Римской конвенции 1988 г. этот договор вступил в силу 1 марта 1992 г., одновременно вступил в силу и Протокол 1988 г.

* * *